Отзывы слушателей различных профессий

Лена Ишутенко:

Система очень полезная. Она помогает более объемно выстроить размышления нашему разуму (мозговая деятельность).

Я уже говорила, что в институте защищала диплом по построению блок-схем для создания программ. Хоть это и было 17 лет назад, принцип остался понятен. Просто тогда мне, как и большинству наших учащихся, не приходило в голову применять полученные знания помимо работы еще и в жизни. Поэтому это осталось невостребованным.

А ведь действительно абсолютно все можно разложить по этим мыслеграммам. Кроме решения насущных вопросов типа: если сделать то, то будет это, данный принцип - наша связь подсознания и сознания, обозначенная наглядно. Правого и левого полушария. Получили информацию в объеме (правое полушарие) и разложили ее по полочкам в мыслеграмму (левое полушарие).

Отзывы слушателей различных профессий

Оля Обручникова:

Этот метод доступен для любого человека, желающего разобраться в проблемах, которые ставит перед ним жизнь, он основан на логике и прост. Использование аналитического и образного подхода одновременно дает объемный взгляд на проблему. Проявление задачи через визуальный ряд – схему – делает понимание решения более осязаемым, прочувствованным, а значит готовым в сознании к реализации.

Так эта методика позволяет провести наглядную связь от абстрактного вопроса до конкретных действий и объемного понимания происходящего.

Отзывы слушателей различных профессий

Павел Дерцакян:

Курс, в общем и целом, произвел положительное впечатление. Развивает абстрактное видение проблемы, совмещенное с точной логической прорисовкой всех деталей и подпунктов.

Хороший показатель понимания постановки вопросов и заданий или не понимания.Инструмент для выстраивания действий для достижения поставленной цели, и способ взглянуть со стороны. Всегда есть путь.

Очень хороший показатель эмоционального состояния человека. Необходимо знание энергии, для того чтобы связать этот инструмент в объемное видение мира и понимание законов.

Можно попытаться раскрутить назад механизм - увидеть причинно-следственные связи любых событий. Требует практики и применения в жизни, как и любая техника.

Примеры использования главного принципа метода

«Инструмент системного мышления»

В жизни мы все время делаем выбор, т.е. мыслим нелинейно, тогда как описать эту ситуацию адекватно на нашем стандартном языке нам не удается.
Позволяет нам это сделать символьный язык.
Например, мы в книжном магазине выбираем интересную книгу. «Если книга нас заинтересовала, то мы ее покупаем». «Если книга не заинтересовала, то ее не покупаем» (т.е. ищем другую).

Ниже показано, как эту динамичную, нелинейную ситуацию, описанную в двух предыдущих предложениях последовательно, раздельно на стандартном языке, можно более адекватно (более близко к реальности) описать на символьном языке с использованием двух символов символьного языка – ромба и прямоугольника.

В ромбе записывается условие (поэтому ромб называют условным блоком), в зависимости от которого будет выполняться то или иное действие, записанное в блоках действия – прямоугольниках, выходящих из ромба по веткам «да» и «нет».

Если условие выполняется (книга нас заинтересовала), то выходим из условного блока по ветке «да», и книгу покупаем. Если условие не выполняется (книга нас не заинтересовала), то выходим по ветке «нет», и данную книгу не покупаем, а ищем другую.

Описание на символьном языке позволяет нам увидеть информацию в новом ракурсе – в целом, с обозначением связей между отдельными элементами этого целого, т.е. представить ее в системном виде.

Символьный язык позволяет нам визуализировать наш мыслительный процесс, выносить его наружу, помогает нам делать наиболее оптимальный выбор из двух противоположностей – одной, путем одновременного их восприятия, а значит принимать правильные решения.

Переход с помощью использования символьного языка на нелинейное мышление из линейного, в рамках которого нас удерживает стандартный язык, подобно тому, как гусеница превращается в бабочку. При этом она начинает сверху – из третьего измерения – одновременно видеть то, что могла воспринимать только последовательно, переползая по земле в двумерном измерении от одного предмета к другому.

Такое новое объемное представление информации пробуждает в человеке новые, невостребованные до сих пор, механизмы восприятия, мышления и памяти, позволяет разобраться в том, что является причиной, а что следствием тех или иных событий.

А также возвращает нас к нашему природному типу нелинейного мышления.

Далее приведены четыре примера использования метода: при решении логической задачи, при решении профессиональной проблемы и при решении проблемы из личной жизни. Четвёртый пример - из области практики учителя.

1) Описание решения логической задачи на символьном языке в виде мыслеграммы (где «грамм» переводится как «писать» или «пишу»).

Условие задачи: с одного берега на другой надо перевезти волка, козу и капусту. Причем, на берегу нельзя оставлять волка с козой и козу с капустой, перевозить в лодке можно только одно животное.

Мыслеграмма «Волк-коза-капуста»

Эта мыслеграмма представляет собой уже не фрагмент использования символьного языка, а целостное описание решения известной логической задачи про волка, козу и капусту. Причем, к двум символам-действиям символьного языка, используемым выше, на этой мыслеграмме добавляются еще три. Остается неиспользованным еще только один символ из шести, с которым вы сможете познакомиться на авторских курсах, или прочитав книгу автора.

Как читать мыслеграмму

Вы читаете запись внутри символов – блоков действий, и следуете своей мыслью по отрезкам, соединяющим блоки. Причем, если отрезок имеет направление вниз, то на его конце стрелка не ставится, а ставится только если он имеет направление вбок или вверх.

Кому будет трудно сразу разобраться в решении задачи при ее описании на символьном языке, то прочтите сначала представленное ниже описание на языке стандартном, а затем вернитесь к чтению мыслеграммы.

Ниже представлено описание решения задачи на стандартном языке.

Решение задачи, записанное на стандартном языке.
Сначала

1) человек перевозит на тот берег козу (на этом берегу остается волк с капустой).
Оставив козу на том берегу, человек возвращается на этот берег и 2) забирает в лодку волка (остается капуста). Переплыв на другой берег, он оставляет на нем волка, а козу забирает в лодку. На этом берегу он 3) оставляет козу, а капусту забирает (на этом берегу остается коза). Переплыв на тот берег, он оставляет капусту, а, возвратившись назад, 4) забирает козу (этот берег опустел). Переплывает на тот берег с козой. Перевозка животных успешно завершена.

После его прочтения сравните представленное выше описание решения той же задачи на символьном языке в виде мыслеграммы «Волк-коза-капуста» с описанием на языке стандартном.

Конечно, у вас будут трудности в работе с новыми для вас языком - символьным, но зато этот пример наглядно показывает, что те мыслительные операции, которые протекали у вас втуне при описании решения на стандартном языке (вам нужно было представлять себе то, о чем вы пишете), на мыслеграмме визуализированы. Эта визуализация мыслительных операций помогает вам не запутаться в своих рассуждениях, поскольку вы можете видеть всю картину в целом, не путать причину со следствием, а значит быстрее (в будущем - при условии, что с этими символами вы уже не раз работали) разобраться в любой ситуации.

Когда человек ближе сможет познакомиться с новым для него языком на практике, то он начнет описывать свои рассуждения на символьном языке, опираясь на структуры символьного языка, которые уже вросли в его сознание. И это позволит ему оперировать символами с той же легкостью, что и словами, что повысит эффективность его работы во много раз.

ИТАК, ЦЕЛЬ ЭТОГО ПРИМЕРА – показать наглядно, что символьный язык визуализирует наши мыслительные операции, значит человек может более рационально решать свои проблемы, вынося их наружу, а также может за более короткое время усваивать представленную в таком системном, взаимосвязанном виде информацию за счет подключения к логике механизмов образного мышления.
Еще раз подчеркнем, обратите внимание именно на этот аспект представленной информации, абстрагируясь от того, что впервые читать мыслеграмму, возможно, будет трудно. Но в дальнейшем, в процессе практики, вы сможете уже без труда описывать информацию на символьном языке. По словам известного ученого Ж.Пиаже, процесс восприятия информации проходит четыре этапа: сенсорно-моторный, символьный, логический и лингвистический. Все эти четыре этапа присутствуют при описании информации на символьном языке, что и повышает эффективность такого описания во много раз.

2) Пример применения метода в профессиональной деятельности менеджера по продажам, который хочет найти наиболее оптимальное решение проблемы спрос – предложение.

    Возможные способы разрешения проблемы «спрос-предложение», описанные стандартным языком:
  1. Отработать линию спада, если это связано с праздниками, путем рекламной акции со скидками, раздачей подарков клиентам.
  2. Если компания молодая и нет информации о ней, то дать имиджевую рекламу в СМИ, наружную рекламу, растяжки.
  3. Поместить рекламные модули в СМИ, соответствующую информацию в телефонных справочниках.
  4. В информационных статьях, интервью со специалистами говорить о свойствах товара, услугах потребителю.
  5. Если в фирме есть внутренние, организационные или иные, проблемы, то проанализировать их и сделать выводы.
  6. Если внутренних проблем нет, то провести анкетирование пришедших клиентов, анкетирование потенциальных клиентов, проанализировать анкеты и сделать выводы.

Ниже представленная модель мыслительных операций «Решение проблемы спрос-предложение» представляет собой динамичную картину действий менеджера при анализе им причин создавшейся ситуации. Сравните описание этой информации на стандартном языке путем перечисления пунктов возможных действий менеджера с той же информацией, но представленной с помощью модели мыслительных операций.

Читать представленную ниже мыслеграмму следует по стрелкам, соединяющим отдельные блоки. После блока «Начало» мысленно перемещаемся в блок входных данных – параллелограмм, где записана проблема «Резко упал спрос на услуги, товары», все возможные пути разрешения которой мы и представим на мыслеграмме. Далее следуем в первый условный блок, внутри которого записано условие: «Спад, связанный с праздниками?» и, если действительно спад связан с праздниками, то выходим из него по ветке «да», и производим действия, которые могли бы помочь в прекращении спада. Эти действия записаны в прямоугольниках, прикрепленных к этой ветке, и далее входим в условный блок с записью внутри него «Проблема решена?». Если проблема еще не решена – спад не прошел, то из этого условного блока выходим по ветке «нет», и идем вверх к первому условному блоку. Из него выходим уже по ветке «нет», и попадаем во второй условный блок, в котором записана следующая причина, от которой, возможно, зависит спад: «Есть информация о фирме в СМИ?» и, если такой информации еще не было, то выходим из него по ветке «нет», и входим в прямоугольники с записью внутри них действий по помещению информации в СМИ. Затем входим в нижний условный блок, из которого выходим по ветке «нет», идем по стрелке вверх и попадаем в первый условный блок – выходим из него по ветке «нет», попадаем во второй условный блок, из которого выходим по ветке «да», т.к. информация в СМИ уже нами была помещена. Попадаем в третий условный блок и т.д.

Модель мыслительных операций помогает нам увидеть проблему в целом, объемно и в динамике, что позволяет лучше проанализировать создавшуюся ситуацию. Чтобы воспринимать мыслеграмму в динамике, а не как статичную обычную схему, надо следовать мыслью по направлению стрелок. Описание ситуации на линейном, статичном, стандартном языке, представленное в линейном виде путем однообразного перечисления пунктов, позволяет нам только последовательно, отдельно рассматривать каждый пункт - один выход из ситуации за другим, причем, каждый следующий возможный выход «затирает» в нашем сознании предыдущий. На мыслеграмме мы все возможные выходы из ситуации видим одновременно и поэтому можем выйти на «золотую середину» для выбора оптимального выхода на каждый текущий момент времени. Мыслеграмма составлена менеджером по рекламе Ириной Вадимовной Лутониной. Причем сейчас, по прошествии нескольких лет, она бы эту мыслеграмму, по ее словам, составила бы уже по-другому! Это говорит нам о том, что мыслеграмма - это живой организм, который может изменяться под воздействием изменений, происходящих внутри того, кто ее составляет.

«Осознавать целое, частность, а также взаимоотношения между этими двумя – вот в чем вся проблема. Мы отделяем частность от остального и пытаемся разрешить ее. Поэтому нарастает конфликт, из которого нет выхода» (Дж. Кришнамурти).

Описание информации с помощью составления модели мыслительных операций помогает нам увидеть «взаимоотношения между целым и частностями» и выйти, благодаря такому представлению информации, на расширенное осознание и быстрейшее разрешение описанной ситуации.

3) Пример использования мыслеграммы при решении проблемы из личной жизни.

КАК ПОКАЗЫВАЕТ ОПЫТ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДЛЯ РЕШЕНИЯ СВОИХ ПРОБЛЕМ ОТВЕЧАЕТ СОВЕТУ МУДРЕЦА:

ЧЕМ ДАЛЬШЕ ТЫ ОТСТРАНЯЕШЬСЯ ОТ СИТУАЦИИ, ЧЕМ ВЫШЕ НАД НЕЙ ПОДНИМАЕШЬСЯ, ЧЕМ БОЛЬШУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ОХВАТЫВАЕТ ТВОЙ ВЗГЛЯД, ТЕМ ПРОЩЕ ОТЫСКАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ.

Уникальность метода сказывается и при описании жизненных ситуаций с помощью составления мыслеграмм, что позволяет человеку вступать в диалог с самим собой. Это может вполне заменить ему общение с психотерапевтом, поскольку использование символьного языка при описании своей проблемы выводит наше сознание на связь с подсознанием. Объясняется это тем, что символ обращен к подсознанию, поэтому символьный язык - это еще и логический путь развития интуиции. Другими словами, пользуясь новыми мыслительными категориями в данном контексте, логика и интуиция выступают как две противоположности, которые друг друга дополняют. При этом мы выходим на третью силу, которая вносит новый порядок. Этот новый порядок, символизируемый условным блоком, представляет собой выход на более высокий уровень сознания – осознания своей жизненной проблемы.

Ниже представленная модель мыслительных операций «Я нахожу выход из ситуации» (чувствуете позитивный настрой названия модели мыслительных операций?) составлена конкретным человеком. Благодаря такому визуальному способу рассмотрения ситуации, эта женщина на сегодняшний день сделала для себя выбор: не разводиться. Возможно, другая женщина в подобной ситуации сделала бы другой выбор. Но главное здесь в том, что, начиная составлять подобную мыслеграмму, мы имеем возможность с помощью включения разума утихомирить в себе бурю чувств и, благодаря этому, выйти на более правильное решение. В то время как, поддавшись чувствам, например, чувству обиды, и, не долго думая, разведясь с мужем, женщина по прошествии какого-то времени могла бы пожалеть о таком скоропалительном решении. Конечно, в этой ситуации столько решений, сколько женщин, попавших в подобную ситуацию. Но, что можно сказать о женщине, составившей эту мыслеграмму? Она на первое место ставит интересы своего ребенка, т.к. понимает, что, если она не сможет разрешить эту проблему, ставшую на ее пути, то она ее передаст своему ребенку. Ведь известно, что родители передают свои проблемы детям. Эта женщина поняла, что она не хочет быть пешкой в игре, затеянной другим. Она нашла выход из создавшейся ситуации – взяла ответственность за свою жизнь и жизнь своего ребенка на себя, но, не разводясь с мужем, а путем работы над собой, побеждая свои собственнические инстинкты по отношению к мужу. Конечно, не каждому это под силу. Но при этом у нее остается еще и другой выход – если она найдет такую работу, которая будет ее обеспечивать материально, и при этом ребенок ее не будет лишен внимания, то она может пойти и на развод, если к этому времени ситуация в семье не улучшится. Таким образом, рассмотрение различных выходов из одной и той же негативной ситуации позволяет не зацикливаться на одной ее стороне, что приводит человека к более уравновешенному состоянию и дает ему силы пережить эту ситуацию не так болезненно.

Описание с помощью составления модели мыслительных операций какой-то своей проблемы позволяет нам целостно, а не фрагментарно ее рассмотреть, что позволит не путать причину со следствием, и таким образом выйти на оптимальное ее разрешение.

На этой мыслеграмме присутствует блок «сложный прямоугольник» - прямоугольник с полосками по бокам. В дальнейшем можно будет его детализировать с помощью составления вспомогательной модели мыслительных операций.

Читая эту мыслеграмму, мы мысленно следуем по стрелкам, сначала рассматривая по отдельности обе ситуации «развожусь – не развожусь», а затем мысленно объединяем их, пытаясь «взвесить», какой выбор – в ту или другую сторону - в данный момент времени нам наиболее приемлем. Через некоторое время мы можем опять вернуться к этой мыслеграмме, чтобы посмотреть, не изменился ли наш выбор, а также, возможно, для того, чтобы более подробно детализировать проблему, вставив новые блоки в мыслеграмму, для более адекватного осознания своей проблемы. Понятно, что при этом имеется в виду женщина, которая составила эту мыслеграмму - это слушательница курсов Алла Лазовская (фамилия изменена). Ее отзыв о курсах можно прочитать в разделе Отзывы на метод слушателей различных профессий.

4) Ниже представлен в виде мыслеграмм весь учебный материал по алгебре 8 класса.

Эта работа сделана как зачетная слушательницей проводимых автором курсов «Инструмент нового мышления», учителем математики 453 школы г.Санкт-Петербурга Гриненко Натальей Александровной.
На главной мыслеграмме показано, как после приведения любого уравнения к каноническому виду путем его упрощения - приведения однородных членов с оставлением в правой части только нуля, мы определяем, к какому виду - линейному, квадратному или биквадратному, оно относится. Эти виды уравнений записываются на главной мыслеграмме в блоках «сложный прямоугольник» (с полосками по бокам) с тем, чтобы далее на вспомогательных мыслеграммах подробно разобрать решение каждого из них. Такое представление всего программного учебного материала в целом, за год помогает ученикам не только легче его усваивать (мобилизует их), но также, в случае пропуска урока или уроков кем-то из них, помогает восстановить пропущенный материал. Ведь зачастуюу ченик переходит в неуспевающие из-за пропуска уроков и невозможности восстановить пропущенный материал без репетитора. По словам Л.С. Выготского, «Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания», поэтому представление информации в таком обобщенном виде не только помогает ученикам ее лучше понимать и быстрее усваивать, но также развивает их сознание. Кроме того, представление учебного материала во время его прохождения в таком сжатом, системном виде помогает ученику не только лучше его понимать и глубже усваивать в течение учебного года, но также использовать в конце года при повторении пройденного.
Главная мыслеграмма « Все виды уравнений по теме 8 класса» включает следующие вспомогательные мыслеграммы:
«Решение линейных уравнений»,
«Решение квадратных уравнений» - на двух страницах (с выделением на отдельной мыслеграмме решения квадратного уравнения общего вида),
«Решение биквадратных уравнений».

Главная мыслеграмма

Вспомогательная мыслеграмма «Решение линейных уравнений»

Решение линейных уравнений

Вспомогательная мыслеграмма «Решение квадратных уравнений»

Решение квадратных уравнений

*) В сложном прямоугольнике справа должна быть надпись «Решение квадратных уравнений общего типа», что и представлено на следующей вспомогательной мыслеграмме

Вспомогательная мыслеграмма «Решение квадратных уравнений общего вида»

Решение квадратных уравнений общего вида

Вспомогательная мыслеграмма «Решение биквадратных уравнений»

Решение биквадратных уравнений