Отзывы слушателей различных профессий

Лена Ишутенко:

Система очень полезная. Она помогает более объемно выстроить размышления нашему разуму (мозговая деятельность).

Я уже говорила, что в институте защищала диплом по построению блок-схем для создания программ. Хоть это и было 17 лет назад, принцип остался понятен. Просто тогда мне, как и большинству наших учащихся, не приходило в голову применять полученные знания помимо работы еще и в жизни. Поэтому это осталось невостребованным.

А ведь действительно абсолютно все можно разложить по этим мыслеграммам. Кроме решения насущных вопросов типа: если сделать то, то будет это, данный принцип - наша связь подсознания и сознания, обозначенная наглядно. Правого и левого полушария. Получили информацию в объеме (правое полушарие) и разложили ее по полочкам в мыслеграмму (левое полушарие).

Отзывы слушателей различных профессий

Оля Обручникова:

Этот метод доступен для любого человека, желающего разобраться в проблемах, которые ставит перед ним жизнь, он основан на логике и прост. Использование аналитического и образного подхода одновременно дает объемный взгляд на проблему. Проявление задачи через визуальный ряд – схему – делает понимание решения более осязаемым, прочувствованным, а значит готовым в сознании к реализации.

Так эта методика позволяет провести наглядную связь от абстрактного вопроса до конкретных действий и объемного понимания происходящего.

Отзывы слушателей различных профессий

Павел Дерцакян:

Курс, в общем и целом, произвел положительное впечатление. Развивает абстрактное видение проблемы, совмещенное с точной логической прорисовкой всех деталей и подпунктов.

Хороший показатель понимания постановки вопросов и заданий или не понимания.Инструмент для выстраивания действий для достижения поставленной цели, и способ взглянуть со стороны. Всегда есть путь.

Очень хороший показатель эмоционального состояния человека. Необходимо знание энергии, для того чтобы связать этот инструмент в объемное видение мира и понимание законов.

Можно попытаться раскрутить назад механизм - увидеть причинно-следственные связи любых событий. Требует практики и применения в жизни, как и любая техника.

Где метод прошел апробацию, и где он уже используется

Первые занятия по применению метода были автором проведены со школьниками, своими учениками, которых с полным правом можно назвать соавторами метода.

Открытие этого метода автором произошло еще в 2002 году на уроке информатики, когда дети поняли работу одного из самых трудных операторов языка программирования – оператора цикла – только после того, как им было предложено мысленно прожить похожую ситуацию из жизни (для выхода на целостное мышление - совокупную работу обоих полушарий мозга).

Вывод о природосообразности метода был сделан автором после того, как дети второго класса без всяких усилий описали на символьном языке содержание сказки «Репка», а затем стали легко описывать свои ежедневные действия с помощью этого языка.

Первые занятия с учителями различных предметов и различных классов в рамках проведения курсов состоялись в 2005 году на базе Академии постдипломного педагогического образования (АППО) г. Санкт - Петербурга. Официальная проверка отметила высокую результативность курсов, после чего курсы были переведены на платную основу.

В дальнейшем автором проводились курсы на базе уже отдельных школ.

В апреле 2009 года на международной научно-практической конференции «Ценности воспитания в традиционном и Новом образовании», прошедшей в апреле 2009 года на базе Академии постдипломного педагогического образования при Комитете по образованию Администрации Санкт-Петербурга, состоялось выступление автора по теме «Презентация педагогической системы».

Имеются видеозаписи уроков с применением метода, проводимых учителями начальной и средней школы.

Применение метода учителями начальной и средней школы

Урок русского языка

Первый видеоролик - урок русского языка в 1 классе проводит учительница 701 школы Устинова Елена Александровна. Тема урока – гласные и согласные звуки. В начале этого видеоролика мы видим, как идет обсуждение мыслеграммы, которую до этого момента строили сами ребята в начале урока (чего на экране мы не увидим), поочередно выходя к доске и используя «волшебные фигуры» - так учительница называет «алфавит» символьного языка. Мыслеграмму, представленную ниже, вы увидите на доске во время просмотра. Она представляет собой описание на символьном языке содержания детского стишка:

Идет по парте человек,
Переставляет ножки,
А если ножки смотрят вверх,
То получились рожки.

Ножки и рожки имитируются пальчиками ребенка.

Мы видим, как дети понимают, что, строя мыслеграмму, описывающую содержание стишка, мы фактически описываем свой мыслительный процесс, имеющий при этом место. После первоначального знакомства с таким новым способом описания информации на интересном «бытовом» материале в виде стишка (или какой-то сказки), дети смогут легко использовать этот метод (по аналогии) и при описании учебного материала, например, для различения гласных и согласных звуков, что мы и видим на экране. Та легкость, с которой дети воспринимают этот новый метод представления информации, говорит о его природосообразности.

Мыслеграмма «Человек идет по парте»

Мыслеграмма «Человек идет по парте»

Урок английского языка

Второй видеоролик – урок английского языка в четвертом классе. Ведет урок Ольга Юрьевна Боброва - учительница 701 школы. Тема урока «Образование вопросов в английском языке». Мы видим, как дети, сидя за партой, самостоятельно составляют мыслеграмму, с помощью которой описывают учебный материал, оперируя вырезанными из бумаги символами – «алфавитом» символьного языка. Это им позволяет визуализировать свой мыслительный процесс. Затем эта мыслеграмма выносится на доску для ее обсуждения. Этот урок, как и предыдущий, показывает, как активизуруется образовательный процесс, как ученик выходит из пассивной роли на уроке и принимает живейшее участие в обсуждениии учебного материала, причем следуя ходу собственной мысли, а не ходу мысли учителя.

Урок биологии

Третий видеоролик – урок биологии в 8 классе. Ведет его учительница 38 школы Ольга Юрьевна Топоровская. Тема урока «Газообмен в легких и тканях». Мы видим, как учитель в конце урока дает домашнее задание ребятам самостоятельно описать с помощью составления мыслеграммы новый материал из параграфа учебника, который она еще им не объясняла, а затем комментирует выполнение ими этого задания на следующий день. При этом учитель подчеркивает, что ребята в процессе построения мыслеграмм при описании на символьном языке одного и того же учебного материала, составили разные мыслеграммы. Это говорит о том, что, составляя мыслеграмму при описании какой-то информации, мы описываем свой индивидуальный мыслительный процесс, имеющий при этом место. Описание информации на символьном языке в виде мыслеграммы позволяет ученику лучше понять, а также быстрее и глубже усвоить эту информацию, благодаря ее системному, взаимосвязанному представлению от целого к частному, что позволяет отследить причинно-следственные связи

Итак, вы посмотрели три примера использования данного метода на уроке тремя учителями, каждый из которых применяет его по-своему, творчески - соответственно возрасту учеников и цели урока. Если на первом уроке учитель строит мыслеграммы на доске вместе с ребятами, то на втором уроке – дает задание ученикам самостоятельно построить мыслеграмму, сидя за партой, с последующим ее обсуждением путем вынесения на доску, а на третьем уроке – комментирует выполнение ребятами домашнего задания по самостоятельному составлению мыслеграммы на базе нового материала, взятого из учебника, который она им еще не объясняла.

Отзыв на метод Клячкиной Анны - не учителя, а человека, использующего метод в своей профессиональной деятельности:

Когда перед вами встаёт необходимость выбора чего-либо, часто поток мыслей таков, что определиться в главном бывает практически невозможно. В процессе построения мыслеграммы легко увидеть, какой вопрос является ключевым, т.е. от чего необходимо отталкиваться, делая выбор. Метод как бы ведёт Вас за собой и позволяет объективно посмотреть на ситуацию, приподнимаясь над ней. Очевидным становится, что есть гоавное , а что - второстепенное лично для Вас. Эффективен метод только в том случае, когда человек не просто читает или слышит разговоры о нём, а когда самостоятельно применяет его на своём, близком ему примере. Кроме того, чем больше используешь построение мыслеграмм, тем лучше, понятнее, осмысленнее результат. Поскольку мыслеграмму человек строит, описывая на символьном языке действительно интересующую его информацию, то нет ощущения, что над тобой что-то довлеет. Не я подстраиваюсь под какое-то правило метода, а он подстраивается под меня. Настолько это органично. Я следую только ходу своей мысли, ничто и никто не ограничивает меня, поэтому решение вопроса - что важно а что нет - тольк моё. Метод учит не бояться принимать решение, делать это не сгоряча, а осмысленно, опираясь на самые важные факты конкретной ситуации, виртуально проживая при этом каждый из возможных вариантов.В процессе построения мыслеграммы Вас покидает ощущение "замкнутого круга", которое часть бывает, когда необходимо что-то решить, а Вы перебираете в голове одно и то же, натыкаясь на одни и те же препятствия, переливая "из пустого в порожнее". При этом я чётко ощущаю, что нахожусь в какой-то дружественной среде, гармоничной с движением и темпом моей мысли. И при этом улучшается настроение.