Отзывы слушателей различных профессий

Лена Ишутенко:

Система очень полезная. Она помогает более объемно выстроить размышления нашему разуму (мозговая деятельность).

Я уже говорила, что в институте защищала диплом по построению блок-схем для создания программ. Хоть это и было 17 лет назад, принцип остался понятен. Просто тогда мне, как и большинству наших учащихся, не приходило в голову применять полученные знания помимо работы еще и в жизни. Поэтому это осталось невостребованным.

А ведь действительно абсолютно все можно разложить по этим мыслеграммам. Кроме решения насущных вопросов типа: если сделать то, то будет это, данный принцип - наша связь подсознания и сознания, обозначенная наглядно. Правого и левого полушария. Получили информацию в объеме (правое полушарие) и разложили ее по полочкам в мыслеграмму (левое полушарие).

Отзывы слушателей различных профессий

Оля Обручникова:

Этот метод доступен для любого человека, желающего разобраться в проблемах, которые ставит перед ним жизнь, он основан на логике и прост. Использование аналитического и образного подхода одновременно дает объемный взгляд на проблему. Проявление задачи через визуальный ряд – схему – делает понимание решения более осязаемым, прочувствованным, а значит готовым в сознании к реализации.

Так эта методика позволяет провести наглядную связь от абстрактного вопроса до конкретных действий и объемного понимания происходящего.

Отзывы слушателей различных профессий

Павел Дерцакян:

Курс, в общем и целом, произвел положительное впечатление. Развивает абстрактное видение проблемы, совмещенное с точной логической прорисовкой всех деталей и подпунктов.

Хороший показатель понимания постановки вопросов и заданий или не понимания.Инструмент для выстраивания действий для достижения поставленной цели, и способ взглянуть со стороны. Всегда есть путь.

Очень хороший показатель эмоционального состояния человека. Необходимо знание энергии, для того чтобы связать этот инструмент в объемное видение мира и понимание законов.

Можно попытаться раскрутить назад механизм - увидеть причинно-следственные связи любых событий. Требует практики и применения в жизни, как и любая техника.

Отзыв завуча школы на курс М.С.Тимофеевской

«Инструмент системного мышления»

  • Государственное образовательное учреждение Для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад № 701 «Изумрудный город»
    195257, Санкт-Петербург, Гражданский проспект, д.83,к.5, т.533-64-31

М.С.Тимофеевская провела курс на базе ГОУ №701 для учителей начальной школы, воспитателей дошкольного отделения, воспитателей групп продленного дня и логопедов.

Полученную информацию педагоги апробировали в работе с детьми и пришли к следующим выводам:

  1. Способ описания информации с помощью составления мыслеграмм дает возможность воспринимать информацию как систему взаимосвязанных элементов, понимать эти взаимосвязи, а значит развивает системное видение мира.
  2. Этот способ универсальный. Он позволяет увидеть главное в интересующей нас информации, отделить главное от второстепенного, позволяет описать все стороны одного и того же процесса, все варианты развития события.
  3. Небольшое количество символов дает возможность легко читать и составлять мыслеграммы.
  4. Составление мыслеграммы не ограничивается внешними условиями, а отражает внутренние мыслительные процессы.
  5. Представление информации в системном виде с помощью использования одного и того же инструмента возможно на различных уроках.

Данный метод сократил сроки усвоения учебного материала и дал хорошие результаты:

  1. при обобщении большого количества материала по одной проблеме;
  2. при работе с детьми, которые испытывают трудности с усвоением того или иного материала;
  3. при работе с учащимися, которые пришли в ГОУ из коррекционной школы.

Детям данный способ понравился и вызвал удивление при описании “Степеней сравнения прилагательных в английском языке”, ”Времени английского глагола”,”Перевода количественных числительных в порядковые” и т.д.

Педагоги ГОУ №701 рекомендуют коллегам взять данный способ подачи информации на вооружение для творческого развития учащихся и собственного мышления.

Заместитель директора ГОУ №701 Терешанцева С.Н.

Отзыв д.п.н., профессора Вершловского Семена Григорьевича на книгу автора

«Естественное мышление: как научиться и научить быстрее думать»

Книга представляет собой методическое пособие, включающее технологию применения описанного в нем методологического приема работы с информацией.

Книга рассчитана на учителей любого класса и любого предмета.

Новизна и научно-практическая значимость представленного пособия определяется следующими моментами:

  • Расширением понятия «блок-схема» от общепринятого на сегодняшний день графического способа описания алгоритмов до структур, соотносимых со структурами реальности, с выходом на символьный язык.
  • Спонтанным переходом на нелинейное мышление, соответствующее нашему нелинейному трехмерному восприятию мира, в процессе описания информации, взятой из реальности или любой предметной области, с помощью символьного языка (результат такого описания будет называться мыслеграммой).
  • Научной обоснованностью перехода на нелинейное мышление, опирающейся на открытие квантовой физики.

В книге описаны формы и методы работы, ориентированные на самореализацию учителя, а затем, в процессе применения этих форм и методов учителями в своей педагогической практике, и на самореализацию каждого ученика. Выход на природное нелинейное вариативное мышление приблизит решение школьных задач к решению задач жизненных, что будет способствовать укреплению связи школы с жизнью.

В процессе представления информации с помощью визуального символьного языка – при составлении мыслеграмм – происходит визуализация мыслительного процесса. Это позволит ученику выйти на свою систему думания и не быть втянутым в систему думания учителя. Кроме того, такой способ представления информации позволяет рассматривать учебный материал, следуя от целого (общего) к частному, что соответствует его системному изложению. Систематизация информации с помощью одного из возможных инструментов – символьного языка, будет способствовать развитию глубины и скорости мышления человека. Это может помочь решить проблему перегрузки учащихся.

Символьный язык – язык творческого мышления, что позволит ученику буквально с первого класса заявить свой творческий потенциал и поможет сохранить ему интерес к учебе и в более старшем возрасте.

Существенным является то, что описываемый в книге метод работы с информацией уже был апробирован автором при работе с учителями различных предметов и различных классов в рамках курсов, проведенных на базе АППО. Официальная проверка результативности курсов показала не только заинтересованность учителей данным методом, но также простоту и доступность овладения им за счет природосообразности метода. Это нашло свое отражение в некоторых мыслеграммах, составленных учителями и вошедших в книгу.

Считаю целесообразным и актуальным введение в школу описанного в книге способа работы с информацией, что будет способствовать эволюции сознания как учителя, так и ученика в плане приближения к целостности и всеобщей взаимосвязи, существующих в природе. Такое следование законам природы будет способствовать повышению качества здоровья и качества жизни как учителя, так и ученика. Введение нового способа представления информации не потребует смены стандартных учебников, а также, на первых порах, и смены учебных программ, поэтому не потребует дополнительных затрат. Главным в этом процессе будет являться личность учителя, его творчество и его любовь к детям!

Профессор, д.п.н., зав кафедрой педагогики и андрагогики (С.Г. Вершловский)

Отзыв на книгу и метод Марины Сергеевны Тимофеевской представителя

Петербургского Нового Образования Анисимова Виктора Евгеньевича

«Постоянно необходимо иметь в виду природу, взятую в её единстве, цельности, чтить и штудировать все главнейшие элементы её.

Докучаев В.В. 1887 г.

Мне всегда недоставало до сих пор этого уменья наблюдать явление, и теперь мне приходится учиться ему… Школа и домашнее воспитание должны развивать эти чувства (такие как особенно острый, чуткий к тончайшим оттенкам и отблескам глаз), - во всём объёме, ум должен образовываться среди самых разнообразных оттенков впечатлений.

Вернадский В.И.

Я познакомился с Мариной Сергеевной уже давно, 10 лет сотворчества и дружбы в рамках деятельности НП «Петербургское Новое Образование». Марина Сергеевна в работе на наших традиционных четвергах всегда удивляла своей способностью задавать вопросы очень конкретные и вместе с тем очень обширные. Поиск ответов на подобные вопросы всегда требовал достаточного внимания и усердия. Очень интересными и сложными для взрослого ума были её педагогические мастерские, в которых как бы на одном поле были задействованы сразу несколько типов мышления и восприятия, работали напряжённо оба полушария мозга. Последействие от её мастерских и философского сопровождения метода подачи и развития могло надолго оставлять сознание в некотором разрыве, что обусловливалось как бы наложением абстрактных категорий на образы, с которыми по привычке работает человек. Вот это сочетание абстракции и конкретики, которое даёт очень яркий и зачастую неожиданный результат в творческой работе впоследствии, как мне видится, и легло в основу создания метода построения мыслеграмм.

С описанием этого универсального метода, который после долгих дебатов и даже споров всё же признали многие практики и некоторые учёные, она выступила на нашем круглом столе. Надо сказать, что не все, конечно, сразу поняли и приняли её метод таковым, каким Марина Сергеевна представляла его. Тем более вызывало много сомнений и утверждение автора об универсальности метода. Для большинства наших дорогих коллег долгое время оставалось неясным в чём различие алгоритмов построения действия от метода мыслеграмм ввиду того, что эти графические построения внешне выглядят почти одинаково: схема – она вроде бы и в Африке схема, – что тут нового? Но более длительное и детальное погружение в философию самой методики и в практику её личностной реализации в самых различных профессиональных областях и даже в быту каждодневной нашей жизни показали смысловую и логическую состоятельность и эффективность этого метода. Автор этих строк имеет все основания говорить об этом с уверенностью: соприкоснувшись с практикой построения мыслеграмм, я обнаружил, что с логикой у меня далеко не так всё в порядке, как я об этом мог думать раньше. И это при том, что я имею два высших образования – техническое и гуманитарное. Тем не менее это факт. С мыслеграммами у меня долго ничего не получалось. То, что было дано мне от традиционного школьного образования и то, что я наработал в высшей школе и после неё в трудовой практике сильно сопротивлялось тому, чтобы я смог в своём уме одномоментно сочетать и «да» и «нет». Я всегда охотно поддерживал и развивал разговоры о том, как, дескать, хорошо и правильно помогать ребёнку сохранять и развивать целостное и гармоничное восприятие картины мира. Но реальной практики ни в себе самом, ни в системе образования, где я работал, не находил. Этому просто не находилось места в этой системе…

Новое, конечно, всегда с трудом пробивает себе путь в привычном укладе традиционного миропорядка. И тем ценнее его значение для тех, кто сумеет принять это новое, сохранить живительный дух и развить его до уровня сознательной практики в своей жизнедеятельности. Не достаточно сказать, что только сама практика нового метода даёт развитие творческого потенциала; но сознательное вдумчивое использование в своей жизни различных техник и методов открывает расширяющиеся перспективы возможного развития человека в новых, порой самых неожиданных направлениях. Метод Марины Сергеевны связывает в себе два важнейших аспекта образования, теоретический и практический разрыв которых в сознании современного человека угрожает обществу не скрыто, но явно кризисами и конфликтами, так как человек становится не способным не только в критической, а даже просто в новой ситуации найти адекватный путь решения задач и проблем. Эти два аспекта, о которых я говорю, есть анализ и синтез, которые современному человеку необходимы именно в действенном сочетании для получения целостной картины происходящего не только во вне, но и в самом человеке…

Универсальный метод построения мыслеграмм Марины Сергеевны Тимофеевской, его философия являются, как вижу я, откликом, продолжением и развитием идей многих отечественных учёных 19-20 веков, о чём свидетельствует приведённое выше высказывание в качестве эпиграфа. Это может служить достаточным аргументом в пользу правильности и актуальности логического обоснования метода. Но ещё более весомым аргументом, на мой взгляд, является практика его апробации в некоторых общеобразовательных школах Санкт-Петербурга и отзывы учителей и самих ребят. Кстати, по признанию некоторых моих коллег метод этот легче даётся детям, нежели чем им самим. Это говорит о том, что сознание детей ближе к целостному восприятию мира, чем наше взрослое: сколько бы мы об этом не рассуждали – дети умеют и могут соприкасаться и с образами и с абстракциями, не разрушая их. Метод же Марины Сергеевны позволяет развить эту способность в них до уровня логически обоснованного анализа и синтеза для создания новых моделей реальности, решения самых различных задач.

Друзья, соотечественники! Я Вам очень рекомендую познакомиться с авторским методом обучения Марины Сергеевны: это действительно уникально! Тогда как другие лишь рассуждают о целостном восприятии картины мира и толкуют на тему "новое или старое в обучении", Марина Сергеевна Тимофеевская нашла простой и действенный ПРАКТИЧЕСКИЙ метод обучения ЦЕЛОСТНОМУ МЫШЛЕНИЮ! В школах опробовано, на конференциях тестировано и с учёными согласовано, но традиционная школа с её консервативным подходом не хочет этого принимать... Спешите на курсы к автору, ведите своих детей и сами поучитесь, - увидите, это работает!

С уважением
Представитель Петербургского Нового Образования
Анисимов Виктор Евгеньевич.
Сентябрь 2009 года.

Рецензия зав. кафедрой социально-педагогического образования СПб АППО

к.п.н., доцента Е.Н. Барышникова на книгу-самоучитель

«Инструмент природосообразного системного мышления»

Современный мир становится все более многообразным и разнообразным, в этих условиях современному человеку необходим выбор своего мира, своих жизненных ориентиров. Исчезают универсальные способы бытия, каждый человек ищет свой путь. В рецензируемой книге на основе новой Мировоззренческой Концепции С.С. Коновалова устройства Вселенной и Человека как ее подобия представлена педагогическая практика развития системного мышления учащихся.

Книга представляет собой самоучитель, важной составляющей которого является набор упражнений для самостоятельной работы. Выполнение этих упражнений способствует развитию мышления, в конце пособия даны решения упражнений, что позволяет проверить уровень своих возможностей.

Книга написана научным языком, в ней много непривычных научных терминов, и она сложна для прочтения. Но внимательное прочтение книги позволит приобщиться и овладеть новым способом развития мышления. Книга может быть полезна:

  • учителям, стремящимся в процессе традиционного урока обеспечить развитие интеллекта учащимся;
  • людям любых профессий, стремящимся самостоятельно развивать свое мышление.

Особо следует отметить инновационный характер предложенной в книге методики. Как любое нововведение, представленная в книге технология требует вдумчивого осмысления и, может быть, личного общения с автором. Содержание книги вряд ли вызовет интерес у каждого читателя, но есть уверенность, что для определенной группы людей эта книга окажется чрезвычайно полезной. Книга рекомендуется к изданию.

Зав. кафедрой социально-педагогического образования СПб АППО, к.п.н., доцент Е.Н. Барышников

Отзыв на курс «Инструмент системного мышления» главного специалиста

юридического отдела ФГУ Клячкиной Анны

Метод Тимофеевской М.С. описания информации на символьном языке в виде мыслеграмм применим как в профессиональной деятельности, так и при решении личных вопросов, и рассчитан на того, кто хочет развиваться, а не развлекаться. Когда перед вами встает необходимость выбора чего-либо, часто поток мыслей таков, что определиться в главном бывает практически невозможно. В процессе построения мыслеграммы легко увидеть, какой вопрос является ключевым, т.е. от чего необходимо отталкиваться, делая выбор. Метод как бы ведет Вас за собой и позволяет объективно посмотреть на ситуацию, приподнимаясь над ней. Очевидным становится, что есть главное, а что – второстепенное лично для Вас. Эффективен метод только в том случае, когда человек не просто читает или слышит разговоры о нем, а когда самостоятельно применяет его на своем, близком ему примере. Кроме того, чем больше используешь построение мыслеграмм, тем лучше, понятнее, осмысленнее результат. Поскольку мыслеграмму человек строит, описывая на символьном языке действительно интересующую его ситуацию, то нет ощущения, что над тобой что-то довлеет. Я следую только ходу своей мысли, ничто и никто не ограничивает меня, поэтому решение вопроса – что важно, а что нет – только мое. Метод учит не бояться принимать решения, делать это не сгоряча, а осмысленно, опираясь на самые важные факты конкретной ситуации, виртуально проживая при этом каждый из возможных вариантов.

Первые два занятия посвящены освоению понятийного аппарата – «алфавита» символьного языка, состоящего из шести символов, и правил оперирования ими. На последующих трех занятиях каждый человек, вне зависимости от своих умственных способностей и склада мышления (ограничений для гуманитариев или логиков не существует) – метод прост в применении, уже описывает на символьном языке свои лично значимые ситуации.

Применение метода помогло лично мне сделать оптимальный выбор - принять наиболее правильное решение в одной из жизненных ситуаций путем одновременного осознания двух противоположных выходов из нее. Также я вижу дальнейшее применение метода и в своей профессиональной деятельности.

Отзывы слушателей различных профессий

Лена Ишутенко:

Система очень полезная. Она помогает более объемно выстроить размышления нашему разуму (мозговая деятельность).

Я уже говорила, что в институте защищала диплом по построению блок-схем для создания программ. Хоть это и было 17 лет назад, принцип остался понятен. Просто тогда мне, как и большинству наших учащихся, не приходило в голову применять полученные знания помимо работы еще и в жизни. Поэтому это осталось невостребованным.

А ведь действительно абсолютно все можно разложить по этим мыслеграммам. Кроме решения насущных вопросов типа: если сделать то, то будет это, данный принцип - наша связь подсознания и сознания, обозначенная наглядно. Правого и левого полушария. Получили информацию в объеме (правое полушарие) и разложили ее по полочкам в мыслеграмму (левое полушарие).

Если в голове левое полушарие раскладывает по полочкам линейно, то на бумаге мы это увидим объемно. Главное прочувствовать принцип и дальше использовать для ускорения и упрощения процесса и наглядного видения объема.

На мой взгляд последующие занятия нужны если не получается самому выстраивать эти схемы, в качестве тренинга и наработки опыта. Но ведь это можно делать и в переписке

Оля Обручникова :

Этот метод доступен для любого человека, желающего разобраться в проблемах, которые ставит перед ним жизнь, он основан на логике и прост. Использование аналитического и образного подхода одновременно дает объемный взгляд на проблему. Проявление задачи через визуальный ряд – схему – делает понимание решения более осязаемым, прочувствованным, а значит готовым в сознании к реализации.

Так эта методика позволяет провести наглядную связь от абстрактного вопроса до конкретных действий и объемного понимания происходящего.

Ирина Бутан :

Метод, который предлагает Марина Сергеевна, на мой взгляд, достаточно универсален и может помочь решить различные вопросы и увидеть закономерности и связи в окружающем пространстве.

Начнем с того, что для решения какой-то проблемы ее нужно четко сформулировать, сконцентрировать внимание на постановке задачи, что само по себе уже важно. Далее, рисуя мыслеграммы, мы выносим наружу весь наш поток мыслей, придавая им форму, определенную направленность и тут уже очень многое зависит от нас, насколько мы можем вдохнуть жизнь в эту схему.

По сути, мы можем виртуально прожить много ситуаций, не затрачивая реальное время и энергию на ошибочные, тупиковые варианты решений. Поскольку я пока не практиковала этот метод, то не могу
более основательно оценить его.


Павел Дерцакян:

Курс, в общем и целом, произвел положительное впечатление.
Развивает абстрактное видение проблемы, совмещенное с точной логической прорисовкой всех деталей и подпунктов.

Хороший показатель понимания постановки вопросов и заданий или не понимания.Инструмент для выстраивания действий для достижения поставленной цели, и способ взглянуть со стороны. Всегда есть путь.

Очень хороший показатель эмоционального состояния человека.
Необходимо знание энергии, для того чтобы связать этот инструмент в объемное видение мира и понимание законов.

Можно попытаться раскрутить назад механизм - увидеть причинно-следственные связи любых событий.
Требует практики и применения в жизни, как и любая техника.

Евстафьева Елена

В предложенной системе я увидела много позитивного. Самое главное, что этот метод учит размышлять.
Как показало практическое занятие по предложенному мастер –классу, первая проблема состоит в том, что человек не может проанализировать, что является причиной, а что следствием его проблемы. Мне кажется, что этому как раз никто и не учит, т.к. это уже относится к области духовного.

Сегодняшняя педагогика ориентирована на обучение своего предмета. Человеко-часы. Люди учатся, (в основном зубрят, запоминают) чтобы сдать экзамены, чтобы куда то поступить, чтобы в итоге этому гражданину было на что жить.

Предложенная же М.С. система - это шаг к тому, чтобы человек научился рассуждать, анализировать, увидел событийную многогранность, оценил ее и включился в процесс. Это не может не привести к тому, чтобы человек стал более осознанный в своих поступках, мыслях, целях и задачах.

А это значит много шансов за то, что человеком перестанут управлять только инстинкты, чужое мнение, страхи оттого, что он что-то не может, не понимает:..

На простейших примерах человек сможет найти для себя правильное решение, понять и оценить неправильное. Это приведет к тому, что появится интерес к своей жизненной позиции, к вопросу и ответу - кто я? Так прорастет творческое отношение ко всему окружающему миру. В итоге такая человеческая позиция не может не сказаться на всем нашем обществе позитивно.

Алла Лазовская:

Применение этого метода для анализа жизненных ситуаций вырабатывает умение находить выходы из сложившегосположения. Мне это помогло увидеть некоторые процессы как часть в цепочке более глобальных вещей. Умение одновременно видеть общую картину дает возможность не "зацикливаться" на одних и тех ситуациях и выводит на разные возможности их решения. Я прочувствовала, что моя жизнь это не цепь из разрозненных последовательных действий, которые требуют постоянного перескакивания с одного на другое(что отбирает много сил),а целостная многоуровневая система. Если видишь весь путь, то не тратишь силы на пустые действия.